Боло́нская шко́ла - итальянской живописи периода барокко с центром в г. Болонья. Художники болонской школы (братья Карраччи, Доменикино, Гверчино) создавали алтарные картины, фрески на религиозные и мифологические темы, отмеченные высокой культурой композиции и рисунка, идеализацией образов, заимствованием формальных достижений великих мастеров XVI в.
* * *
БОЛОНСКАЯ ШКОЛА - БОЛО́НСКАЯ ШКО́ЛА, в узком смысле художественная теория и практика итальянских живописцев конца 16 - начала 17 вв. Лодовико Карраччи (см. КАРРАЧЧИ), его двоюродных братьев Агостино и Аннибале Карраччи и их учеников.
Разные по темпераменту и склонностям, все трое Карраччи работали в ранний период вместе и выполнили несколько циклов фресок. Около 1585 основали Accademia degli incamminati («Академию вступивших на истинный путь») для дальнейшей разработки своих идей и обучения молодых живописцев. Главной своей задачей Карраччи ставили изучение натуры с ее последующим «облагораживанием» и следование приемам искусства мастеров Высокого Возрождения. Сонет, приписываемый Агостино, и относящиеся к теории школы высказывания современников провозглашают хорошим мастером только того, кто создает свой собственный стиль, соединяя движение и мощь Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), энергию Тинторетто (см. ТИНТОРЕТТО Якопо), колорит Тициана (см. ТИЦИАН), миловидность Корреджо (см. КОРРЕДЖО Антонио), изящество Пармиджанино (см. ПАРМИДЖАНИНО Франческо) и рисунок римской школы.
Деятельность Болонской школы привлекла внимание кардинала Одоардо Фарнезе, и Аннибале был приглашен в 1595 в Рим - сначала для росписи потолка в Камерино, а позже для росписи свода галереи в палаццо Фарнезе (1597-1604). Вскоре к Аннибале присоединился Агостино вместе с группой учеников, среди которых были Доменикино (см. ДОМЕНИКИНО), Гвидо Рени (см. РЕНИ Гвидо), Альбани и Ланфранко (см. ЛАНФРАНКО Джованни). В результате художественное движение, имевшее до этого времени лишь местное значение, стало одной из самых влиятельных школ в итальянской живописи начала 17 в.
Фресковые циклы, выполненные Карраччи и их учениками, особенно роспись свода в палаццо Фарнезе, которая стала своеобразным «манифестом» школы, предвосхитили декоративные ансамбли барокко. Братьям Карраччи принадлежит также создание нового типа монументальной и эффектной алтарной картины («Мадонна Барджеллини» Лодовико Карраччи, 1588; «Вознесение Марии» Аннибале Карраччи, 1592).
Пейзажи наиболее талантливого из братьев, Аннибале Карраччи, сыграли важную роль в сложении принципов «идеального», или «героического», пейзажа («Бегство в Египет», около 1604, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Аннибале писал также жанровые сцены и портреты («Автопортрет», 1590-е годы, Государственный Эрмитаж).
Лодовико так и не побывал в Риме, работая в Болонье до самой смерти. В 1622 в Болонью вернулся Гвидо Рени, став одним из ведущих художников города. После его возращения школа развивалась в границах присущего Гвидо Рени умеренного классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Прекрасные рисовальщики и колористы, мастера точной и соразмерной композиции, художники Болонской школы способствовали закреплению классических традиций и систематизации художественного образования. В теоретических установках и практике Болонской школы впервые сложились доктрины европейского академизма (см. АКАДЕМИЗМ) и формы деятельности будущих академий.